Сотовая связь в метро

Абонент доступен под землей

сотовая связь в метро

9 декабря появилась информация о том, что Московский метрополитен может лишиться сотовой связи, так как мобильные операторы не предоставили разрешительные документы на базовые станции в столичной подземке. Об этом сообщали сразу несколько СМИ.

Роспотребнадзор якобы грозился отключить те станции, на которые не будут вовремя получены бумаги, что привело бы к ухудшению качества мобильной связи в метро.

Оператор сотовой связи «Вымпелком» (бренд «Билайн») объявил о запуске сетей четвертого поколения (LTE) в Московском метрополитене. «Газета.Ru» →

Позже Роспотребнадзор опроверг данное замечание. Как объяснил представитель ведомства агентству «Интерфакс», «на сегодняшний день речь о каком бы то ни было отключении сотовых станций в московском метро не идет. Процесс получения разрешений на базовые станции идет в штатном режиме».

Пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина подтвердила, что отключения связи не будет.

«Информация о возможном отключении связи в метро не соответствует действительности. Ни о каких отключениях объектов связи речи не идет. Это стандартная процедура предоставления документов по запросу Роспотребнадзора», — сообщила представитель компании.

Это означает, что клиенты МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» в ближайшее время не испытают никаких проблем со связью на территории Московского метрополитена.

Кроме того, руководитель Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева отметила, что Роспотребнадзор не может выдавать предписания об отключении базовых станций мобильных операторов без соответствующего решения суда, но в суд пока никто не обращался.

Все предоставим в рабочем порядке

В качестве конечного срока подачи документов в СМИ фигурировало 9 декабря 2016 года. Сообщалось, что так называемая большая тройка сотовых операторов пообещала предоставить все необходимые бумаги, но признала, что сделать это одномоментно к указанному сроку невозможно.

Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь группы МТС Дмитрий Солодовников, компания предоставит по запросу Московского метрополитена все имеющиеся на данный момент санитарно-эпидемиологические разрешения и документы.

«На значительной части базовых станций в метро сейчас проходят работы по модернизации оборудования, разрешения на которые будут получены и направлены в Роспотребнадзор в рабочем порядке», — сказал Солодовников.

По его словам, гипотетическое отключение базовых станций операторов в метро будет означать снижение уровня комфорта и безопасности миллионов пассажиров. Тем временем в пресс-службе Роспотребнадзора отметили, что доступ москвичей к полному спектру услуг по-прежнему имеет для ведомства первостепенную важность.

Новый мобильный оператор Tele2 начинает работу в столичном регионе. Цены на связь и интернет действительно оказались ниже, чем у конкурентов, но →

Представитель МТС подтвердил, что мобильным операторам был указан дедлайн. «Все понимают, что на эти документы уходит время. Те, что пока не готовы, — [предоставят] по мере готовности», — заявил Солодовников.

Всегда на связи

На территории Московского метрополитена действует около 700 базовых станций, которые обеспечивают мобильной связью вестибюли, станции и некоторые тоннели подземки.

В 2014 году департамент транспорта Москвы предлагал создать единую мобильную сеть, которую бы обеспечивала компания-интегратор. Она должна была консолидировать всю имеющуюся инфраструктуру и сдавать ее в аренду сотовым операторам. Но затем инициатива была заморожена из-за кризиса и нестабильной экономической ситуации.

Кроме того, в 2013 году компания «Максимателеком» выиграла право обеспечить Московский метрополитен Wi-Fi, который теперь объединяет наземный транспорт, метро, МЦК и поезда «Аэроэкспресса» в единую беспроводную сеть. С тех пор метрополитен стал одним из крупнейших поставщиков Wi-Fi в городе, обеспечив связью всех пассажиров подземки.

Это стало особенно удобно для москвичей и гостей столицы, так как в некоторых перегонах метро до сих пор нет сигнала сотовой связи.

Источник: https://www.gazeta.ru/tech/2016/12/09/10414511/metro.shtml

Сети подземелья: как не потерять связь в метро

сотовая связь в метро
Мы уже не мыслим себе метро без Интернета и мобильной связи Nomadsoul1/Depositphotos.com

Сейчас в московском метро есть и связь от сотовых операторов, и Wi-Fi в поездах от «МаксимаТелеком». Рассказываем, как это устроено и как решить возникающие в подземке проблемы со связью.

Где бы ни появился современный человек, совсем скоро вслед за ним приходят сети сотовых операторов. А потом и Wi-Fi. И привычные книги у пассажиров метро сменяются на серфинг в Интернете, социальные сети и просмотр видео. К хорошему люди привыкают быстро.

Если раньше само по себе наличие связи под землей казалось чудом, то сейчас пассажиры активно жалуются на перебои с сетью или ее отсутствие в вагонах. Больше всего достается, конечно, MT_FREE, сети Wi-Fi от «МаксимаТелеком».

Мы собрали самые распространенные жалобы пассажиров и разобрались, что делать в той или иной ситуации.

Сначала пришли сотовые операторы

Сотовые операторы начали строить сеть в метро еще в начале нулевых: в 2002 году первую базовую станцию на станции метро «Курская» установил «Билайн», в 2004-м «МегаФон» оборудовал связью станцию «Площадь Революции». Но связь в метро развивалась медленно.

Дополнительным «пушем» для операторов стало создание сети бесплатного Wi-Fi в московском метро оператором «МаксимаТелеком». Работы начались 1 сентября 2013 года, а уже с 1 декабря 2014 года бесплатная сеть стала доступна в поездах всех линий метрополитена.

Сотовые операторы в последние годы также активно осваивают метро. Причем связь теперь доступна абонентам не только на станциях, но и в тоннелях. Конечно, построение сетей в метрополитене имеет свои особенности.

Как устроена сотовая связь в метро

«Работы по установке оборудования в тоннеле существенно отличаются от установки indoor-покрытия на станциях, — рассказывает технический директор «Tele2 Москва» Алексей Крушинин. — Временной интервал, когда специалисты могут выполнять монтаж, в перегонах короче, так как требуется отключение контактного рельса и использование специального мотовоза. Кроме того, отличается и само оборудование. На станции размещается базовая станция, повернутая в перегон.

Это позволяет обеспечить абонентам плавное подключение при подъезде к станции и отъезде от нее. В перегонах же используется так называемый фидерный кабель, который излучает сигнал на всем своем протяжении. Во многих перегонах такой кабель уже существует, его использует метрополитен для своих нужд и предоставляет операторам для обеспечения связи.

Такое партнерство является взаимовыгодным: перевозчик получает арендную плату за использование своего кабеля, а операторы экономят на капитальных вложениях».

Покрытие операторов «большой четверки» достаточно хорошее. Так, в «МегаФоне» утверждают, что их сетями покрыты все 266 станций, а более 100 перегонов оснащены связью стандарта 4G. МТС также отчитались о покрытии всех станций и планируют до конца 2019 года оснастить все перегоны сетью 4G.

«Билайн» рассказал о покрытии всех ключевых станций Московского метрополитена. О покрытии всех станций и переходов метро также отчитался Tele2, но связь в перегонах пока доступна на некоторых участках Сокольнической, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Полностью покрыть все перегоны (с учетом строящихся станций) оператор планирует в течение трех лет.

Бесплатный Wi-Fi в метро: счастье или боль?

Сейчас абонентам в метро доступны как сети сотовых операторов, так и бесплатный Wi-Fi от оператора «МаксимаТелеком». Чтобы им воспользоваться, нужно либо посмотреть несколько рекламных роликов, либо подключить платную услугу «как дома» и автоматически подключаться к сети сразу при входе в вагон. Кстати, по данным оператора, услугой «как дома» пользуются около 10% абонентов сети. То есть основная часть пользователей предпочитают бесплатную «рекламную» модель.

Когда бесплатный Wi-Fi в метро только появился, это был прорыв: по сути, уникальная услуга, к тому же еще и бесплатная. Со временем эйфория прошла, посыпались жалобы и вопросы.

Меня «подцепил» автобус: теперь ни мобильного Интернета, ни бесплатного

Есть проблема, с которой сталкиваются практически все пользователи MT_FREE: авторизовавшись в сети «МаксимаТелеком» и подключившись хотя бы раз, смартфон запоминает сеть и постоянно пытается к ней подключиться при включенном Wi-Fi. Например, стоишь на улице, на остановке, просматриваешь соцсети в телефоне. Подъезжает автобус, и все: ни 4G, ни Wi-Fi.

Когда бесплатный Wi-Fi в метро только появился, это был прорыв: по сути, уникальная услуга, к тому же еще и бесплатная. Со временем эйфория прошла, посыпались жалобы и вопросы.

Дело в том, что сеть «МаксимаТелеком» есть не только в метро.

«В настоящее время MT_FREE работает в метрополитенах Москвы и Петербурга, наземном транспорте Москвы, в автобусах двух перевозчиков Петербурга, в поездах «Аэроэкспресс», электричках ЦППК, в аэропорте Внуково и еще в 15 региональных аэропортах, сети ресторанов Аркадия Новикова, на стадионе «Санкт-Петербург Арена», — рассказали в пресс-службе оператора.

— Кроме того, MT_FREE запущена в городских пространствах Казани и Магадана». По сути, для вашего гаджета это одна и та же сеть. А значит, он будет пытаться ее поймать и подключиться, если на вашем устройстве подключена функция автоподключения к Wi-Fi. Абсолютно то же самое происходит, когда вы приходите домой и ваш гаджет видит домашнюю сеть.

Только в этом случае никаких проблем вы не испытываете. Кстати, у пользователей «платного» варианта этой услуги (естественно, если наземный Wi-Fi клиент также включил в оплату) проблем тоже не возникает. А вот для тех, кто подключается по бесплатной схеме, начинаются проблемы: реклама не просмотрена, значит, и сети нет.

Конечно, самый простой способ решить проблему — отключать Wi-Fi на вашем смартфоне, когда вы не планируете им пользоваться. Кстати, это еще и вопрос безопасности (но об этом ниже).

В «МаксимаТелеком» подсказали еще один способ: «Пользователи могут отказаться от подключения к сети в отдельных видах транспорта с помощью мобильного приложения MT_FREE. «Настройки подключения» можно выбрать сегменты, к которым устройство будет подключаться автоматически».

Таким образом, если вы не планируете пользоваться MT_FREE нигде, кроме метро, просто отключите соответствующую опцию. И проблема решится.

Зашел в вагон, подключиться не могу. Что делать?

Еще одной распространенной проблемой оказалась невозможность подключиться к сети. В «МаксимаТелеком» подсказали, что доступность сети составляет 98%, но проблемы все равно случаются. И решить их можно только ночью, когда пассажиров в метро нет. Возможно, поломка касается только вашего вагона. Тогда достаточно просто перейти в другой, и проблема решится сама собой.

Иногда сеть работает, но страница авторизации автоматически не подключается (так бывает на некоторых типах устройств). «В таком случае нужно перейти в браузер вручную и открыть любой http-сайт, например gowifi.ru, — подсказывают в пресс-службе «МаксимаТелеком». — Значительно упрощает доступ в сеть приложение MT_FREE. Оно направляет push-уведомление о доступности сети MT_FREE. Нажав на push, пользователь сразу переходит к подключению».

Также мешать доступу может некоторое ПО (например, блокировщики рекламы). На самом деле это честно: компании надо зарабатывать, и бесплатность Интернета компенсируется необходимостью смотреть рекламу.

Связь без опасности

Мы много раз писали о том, что общественные сети Wi-Fi небезопасны. Ведь вы никогда не знаете, кто одновременно с вами находится в этой сети и зачем. А еще под известную сеть могут мимикрировать мошенники. Как часто это случается и как себя защитить, рассказал технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков.

«Wi-Fi в метро, действительно, не отвечает лучшим практикам организации Wi-Fi-точек. Впрочем, честно говоря, мало какая существующая сеть полностью отвечает столь высоким требованиям, — считает Артем Гавриченков. — Организация Wi-Fi сети безопасным для пользователя образом — достаточно сложный процесс, и такая сеть будет сложна и для самих пользователей: от них потребуется несколько большая подкованность в техническом плане, чем обычно бывает у пассажиров метро».

По словам Гавриченкова, подмена точки Wi-Fi гипотетически возможна, причем не только в метро: обычно телефон запоминает сеть, и если на устройстве включена функция автоподключения к Wi-Fi, то далее он может поймать сеть, имитирующую MT_FREE, где угодно.

«При всем этом существенных инцидентов, связанных с имперсонацией точки Wi-Fi, практически нет и не было, — успокаивает эксперт. — На сегодняшний день ни браузер телефона, ни крупные организации, предоставляющие услуги в Интернете, не рассчитывают на чистоплотность сетевого оператора.

С точки зрения таких компаний, как Google, «Яндекс», Telegram, сеть MT_FREE ничем не лучше, чем сеть злоумышленника, поэтому и методы защиты от нее предпринимаются те же самые. Следовательно, в 95% случаев никакой ущерб пользователю причинен быть не может, если только нет оснований полагать, что человек может быть целью таргетированной атаки.

Более того, и выгоду от подобных действий злоумышленники вряд ли получат. Именно поэтому инциденты с имперсонацией Wi-Fi-точки маловероятны».

Большинство крупных сайтов защищены, но вопросы могут возникать с некорректно написанными приложениями. Подобные приложения встречаются даже в официальных источниках, таких как Google Play Market для телефонов Android. Что делать, чтобы обезопасить себя?

Советует Артем Гавриченков:

– прибегнуть к самодисциплине при использовании любых интернет-ресурсов (заходить только на проверенные сайты, не авторизовываться в личных кабинетах и приложениях, не совершать операций с деньгами и т. д.);

– можно для уверенности установить VPN-клиент на телефон или просто получить настройки VPN и ввести их в сетевые настройки устройства. Однако необходимо быть точно уверенным в надежности провайдера VPN-услуг и доверять ему, ведь в момент пользования VPN трафик точно пойдет через владельца этого сервиса, и дальше он сможет сделать с данными абсолютно все, что в принципе доступно на сегодняшний день злоумышленнику;

– взвесить все риски и в первую очередь помнить о самодисциплине, а технические средства использовать, только если пользователь точно знает, как они работают.

Берегите себя, пользуйтесь только проверенными сетями и приложениями и оставайтесь всегда на связи. А если у вас есть еще вопросы по доступности сотовой связи и Wi-Fi под землей, пишите в комментарии. Мы разберем самые интересные из них и найдем решение.

Антонина САМСОНОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10881768

Метро, сотовые «покатушки»

сотовая связь в метро

В Tele2 анонсировали полное 4G-покрытие всех станций московского метрополитена, насчёт перегонов пока без особой конкретики. В «МегаФоне» доложили об очередных успехах в освоении покрытия сотовой связью станций и перегонов. В МТС тоже не преминули отметить свои метро-достижения и поделились любопытной статистикой.

Tele2 в метро

Собственно новость о достижении 100% 4G-покрытия Tele2 на всех станциях московского метро можно посмотреть здесь. Точнее, не новость, а промо-страничка на сайте, новости на эту тему я не видел. Пресс-релиза на момент подготовки этого текста я тоже не видел, да и был ли он? Если не было и не будет, то зря, честное слово. Для москвичей важно, для гостей столицы тоже куда значимее, чем опубликованная горячая новость о лидерстве в репутации оператора в среде российского телекома.

Тема сотовой связи в метро когда-то была одной из моих любимых, там столько всего происходило интересного и неожиданного! Мало кто помнит о том, что ключевым «камнем преткновения» были деньги, просто деньги. Много, очень много этих «просто денег» за любой чих инженеров и монтажников в туннелях.

Руководство метрополитена прекрасно осознавало важность метро-проектов для сотовых операторов и, мерзко хихикая, выставляло заоблачные счета за возможность сотовикам что-то монтировать. Ну, может, не хихикая или хихикая, но не мерзко, утверждать не берусь. Однако от расценок действительно волосы на голове шевелились.

А куда деваться? Хозяин — барин, не нравится — копай сам своё метро, пускай вагончики и ставь там свои базовые станции, «пацаны не против». Точных цифр уже не помню, но в голове отложилось, что смонтировать всё необходимое оборудование на двух станциях и перегоне между ними обходилось дороже, чем «с нуля» построить сеть сотовой связи в райцентре средних размеров.

Надеюсь, с тех пор подходы к ценообразованию на право проводить работы в метро если не радикально изменились, то стали хотя бы гуманнее.

В любом случае, помимо финансовых аспектов, прочих трудностей было и остаётся предостаточно. И очень ограниченное число допускаемых к работам, и крайне узкие временнЫе окна, и многое другое. Поэтому процесс быстрым никогда не был. Первыми, насколько я помню, «полностью покрыли» метро в МТС. Тогда тоже речь шла исключительно о покрытии самих станций и переходов. Ставили 1-2 маленькие антенны на каждой станции, говорят, кто-то где-то видел их даже три.

К началу официального запуска в эксплуатацию на станциях метро повесили множество плакатов со словами «Здесь отлично ловится!». И ведь действительно ловилось, это был знаковый прорыв в «омобиливании» метро. Потом мне со смехом рассказывали, что точки размещения каждого плаката тщательно подбирались так, чтобы плакатов не было видно из вагонов поездов.

Заботились о достоверности рекламы, ведь за короткое время остановок далеко не каждый телефон успевал зарегистрироваться в сети.

Потом было много экспериментов и обкаток разных технологий. Если не путаю, «МегаФон» сразу ставил несколько антенн, в том числе направленных в устье каждого тоннеля. Перегон целиком, естественно, не покрывался (повороты), но можно было успеть быстро позвонить и/или загрузить и отправить сообщения. Потом прокладывали излучающий кабель в тоннелях, с этим в передовиках оказался «Билайн». Уж не знаю, какой ценой, но после этого они в метро долго ничего особо не делали.

Тем временем нагрузка быстро росла, и через какое-то время передача данных в «Билайн» начала «умирать» ещё за 2-3 станции до кольцевой линии. Как сейчас, не знаю, сколько-то лет уже не пробовал. Ещё одной вехой было полное покрытие МТС кольцевой линии хорошим излучающим кабелем, помнится, тогда шутили, что теперь и на поверхность выходить не нужно. Катайся себе по кольцу без отрыва от интернета. Потом излучающий кабель начал расползаться по перегонам.

Ещё модемы-БС в вагонах, которые далеко не всегда работают.

Да, ещё и бесплатный Wi-Fi для любителей тонн рекламы в начале пути и на каждой пересадке. Или, если смотреть рекламу неохота, а без видосиков в режиме non-stop жизни нет, то можно попробовать от рекламы откупиться. По мне, так лучше, если уж сотовый интернет дурит, спокойно постоять и подумать что-нибудь полезное, но это вопрос вкуса.

Потом было Боюсь, уже не помню каких-то очень знаковых событий, да и следить более-менее пристально перестал. Понятно ведь, что рано или поздно метровагоны вывезут нас в светлое мобильное будущее с хорошей связью на всех станциях и во всех перегонах, а уж когда именно — вопрос вторичный, подождём-с. И наступит долгожданное светлое будущее, когда непрерывно трындеть в пути будут не только пассажиры маршруток.

Вон, в новых поездах «Москва» уже можно без напрягов разговаривать на ходу в вагонах.

Что касается анонса Tele2 о 4G-покрытии всех станций, надо будет самому попробовать и ваши комментарии почитать. Станции — дело хорошее, но как там дела обстоят с Tele2 в перегонах? Надеюсь, какие-то уже покрыты. Как-то упустил я это дело.

Сработал стереотип, и не думал, что за прошедшее время могли успеть что-то «замутить» в масштабах всего метро. И есть ли засветка прилегающих к станциям кусков тоннелей? Со скоростями 4G можно успевать затариться чтивом до следующей станции.

Давайте попробуем вместе составить примерную картинку.

Верить схемам можно, но с бо-о-ольшими оговорками. Например, на моей «проклятой ветке» (северная часть Таганско-Краснопресненского радиуса) у одного из операторов на схеме всё шоколадно, а по факту — передача данных не работает больше половины пути до кольцевой ветки. Причём не в часы пик.

Значок 3G всю дорогу оптимистично и ярко светит, но килобайтами не греет. От слова «вообще», только EDGE при проезде станций иногда просыпается.

И ведь работало очень прилично ещё год-полтора назад, куда всё подевалось?! Духи подземелья начали жрать радиоволны? Так что в комментариях приветствуется личный опыт, а не оптимистичные схемы на сайтах операторов.

UPDATE

Со сроками написания у меня неудачно получилось. Сперва хотел честно найденную новость про Tele2 в метро просто включить в новостной обзор, потом другой текст показался более срочным, занимался им. А потом уже 16 октября неожиданно прилетел пресс-релиз от «МегаФона» с подробным разбором своих успехов в московском метро.

В совпадения я не верю, но в любом случае теперь явно напрашивался отдельный текст.

А потом и МТС 17 октября вдруг публикуют в Content-Review обширную аналитику про то, как у них всё в московском метро замечательно и вообще лучше всех! Тут уже и Tele2 проснулся, как же так?! Столько готовились, картинки-схемы любовно рисовали, страницу делали! А тут такая подлянка В общем, пресс-релиз Tele2 всё-таки родился 18 октября, с чем я их и поздравляю.

Вообще-то обычное и хорошо знакомое дело: когда кто-то из операторов собирается что-то такое эдакое анонсировать, то к гадалке можно не ходить, с минимальным разрывом по времени публикуются «горячие новости» и аналитика коллег на примерно ту же тему. Но вот так, чтобы коллеги со своими «ответами» успели раньше того, на что отвечают, я вижу первый раз. Вывод: начал что-то готовить для pr-пространства — не тяни, действуй быстро. Как говорится, «в кругу друзей клювом не щёлкай».

А мне как быть, переделывать всё уже написанное? Не люблю и, как вы знаете, в таких случаях предпочитаю оставлять всё «как есть» и дописывать апдейт. Так, кстати, бывает намного интереснее.

Итак, собственно пресс-релиз, оригинал читайте здесь. Из того, что я ранее не написал, — сумма капиталовложений более 800 млн рублей, некоторая статистика по самым загруженным (с точки зрения объёмов переданных данных) линий и то, что покрыты также МЦК, монорельс и переходы включая эскалаторы.

Что касается самого животрепещущего, на мой взгляд, вопроса о том, реализована ли «засветка» хотя бы части входящих на станции туннелей, то и на него ответ нашелся. В небольшой заметке ТАСС: «»Оборудование в метро расположено таким образом, что обеспечивает связь не только на станциях, но и на довольно большом удалении от них в перегонах. (подчеркнуто мной).

В большинстве случаев благодаря буферизации пассажир метро может, например, досмотреть в тоннеле видеоролик, который запустил на станции», — уточнили ТАСС в компании». Вот, это дело! И какая религия не позволила написать об этом в пресс-релизе? Чуть ли не самую важную информацию, не считая самого факта покрытия всех станций, приходится выковыривать дополнительными вопросами.

Теперь осталось проверить, действительно ли оно так работает, но пока заявление обнадёживает.

«МегаФон» в метро

В пресс-релизе всё достаточно подробно с указанием конкретных участков и перспектив, читайте и принимайте к сведению:

«16.10.2018. Москва. «МегаФон» первым среди операторов обеспечил связью стандарта 4G тоннели пяти веток метро внутри Кольцевой линии. К концу 2019 года компания планирует освоить все перегоны столичного метрополитена.

Связь четвертого поколения стала доступна в перегонах внутри Кольцевой линии, на Сокольнической, Арбатско-Покровской, Серпуховско-Тимирязевской, Таганско-Краснопресненской и Люблинско-Дмитровской ветках. Сейчас на 70% покрыты перегоны Замоскворецкой линии, а также все тоннели Кольцевой. Напомним, что «МегаФон» развернул свою сеть на всех станциях московского метро, начиная с 2016 года.

«Клиенты столичного «МегаФона» стали первыми пользоваться 4G в перегонах Кольцевой линии в 2017 году. С начала текущего года наше 4G-покрытие в перегонах выросло более чем в пять раз. Центральная часть перегонов московского метро уже на 80% покрыта нашей сетью.

Наши абоненты общаются в социальных сетях и смотрят видео в метро на максимальной скорости до 100 Мбит/сек, – отмечает Евгений Новоселов, технический директор Столичного филиала «МегаФона» – К концу 2019 года мы планируем покрыть все перегоны, что сделает поездки в метро еще более комфортными для тех, кто привык оставаться на связи даже под землей».

Время летит быстрее, чем нам кажется (к сожалению), конец 2019 года — не такая уж далёкая перспектива. А пока смотрим схему ниже, в большем разрешении картинка доступна по клику средней кнопкой мыши.

Источник: https://mobile-review.com/articles/2018/oper-news-10-2018.shtml

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как водить троллейбус
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш транспорт
Автобус маз 203

Закрыть