Секретные линии метро

Секретные линии метро — Общественный транспорт

секретные линии метро

Странная станция «Арбатская» Филевской линии – один из возможных входов в Метро-2. Wikimedia

Многие считают, что некоторые новые станции и ветки Московского метрополитена просто передали из частично законсервированной системы секретного правительственного метро

Попасть в Метро-2 (оно же Д-6) практически невозможно. А тем, кто все же хочет попробовать, интересующиеся этой темой напоминают: по слухам, экспедиции пытавшихся раскрыть подземные тайны столицы диггеров возвращались не в полном составе. К тому же линии обычного метрополитена и секретного заложены на разной глубине.

Говорят, единственное соединение двух систем расположено около станции “Спортивная”, на “красной” ветке метрополитена. Некоторые источники сообщают о возможности попадания в Метро-2 через заблокированный выход в центре станции “Арбатская” Филевской линии. Есть сведения, что вечно закрытые переходы на некоторых станциях закрыты не просто так. Чтобы понять, где искать входы в секретное метро, нужно первым делом выяснить, откуда и куда ведут его ветки.

Линия “Кремль – Аэропорт”

Аэропорт Внуково. Wikimedia

Протяженность этой начинающейся у Кремля подземной трассы составляет около 30 километров и имеет два ответвления.

Поезда следуют под зданием Министерства обороны РФ. Кстати, там расположена одна из основных и самых старых станций Метро-2 под говорящим названием “Центральная”. Далее тоннель проходит под военными объектами на Арбате и Фрунзенской набережной и направляется к платформе “Университет-2”. Там путь расходится в двух направлениях.

Первая ветка доставит путешественников в огромный, на 20 000 человек, бункер в Раменках и в Исследовательское объединение “Наука”. В полузаброшенном комплексе зданий установлены четыре лифта, уходящих в том числе и под землю. По слухам, эти строения, относящиеся к ФСБ, построены только для маскировки.

Пунктом назначения этой части первой линии Метро-2 является правительственный аэропорт Внуково-2. Второе ответвление секретной трассы, проходя через Академию ФСБ на Мичуринском проспекте, заканчивается в Тропаревском лесопарке в некоей «Лаборатории измерений и испытаний Московского метрополитена». Скопление вентиляционных шахт в этом месте столь велико, что специалисты не исключают наличие в Тропареве еще одного подземного города.

Считается, что помимо военных объектов попасть на линию Метро-2 “Кремль – Аэропорт” можно через подвалы МГУ, дом архитектора Жолтовского на пересечении Арбата и Садового кольца, высотку МИДа и бывшую резиденцию М. Горбачева на Воробьевых Горах. Там же, в районе МГУ, по слухам, построено и главное депо Метро-2.

Линия “Кремль – Рублевка”

Где-то под Рублевским шоссе прячется одна из линий Метро-2. Wikimedia

Начиная свой путь у кремлевских стен, пройдя мимо бывшего здания Совета Министров СССР, подземная магистраль ныряет под Кутузовский проспект. Проходя через бункер в гостинице “Украина”, трасса уходит к Киевскому вокзалу, где находится еще один бункер.

Далее ветка делает поворот, идет вдоль Бережковской набережной и доходит до парка Победы. Под этим комплексом в 80-х было построено крупное бомбоубежище Сил гражданской обороны.

Проходя мимо “ближней” дачи Сталина в Кунцеве, линия Метро-2 закономерно устремляется к Рублевскому шоссе. По словам очевидцев, правительственное метро находится там очень близко к поверхности.

Проходя под домом бывшего президента РФ Ельцина, где находится еще один бункер, подземная ветка уходит в сторону Барвихи. Движение по этой ветке Метро-2 одностороннее. В сторону, противоположную предполагаемому атомному взрыву. По слухам, строительство этой части подземной магистрали продолжается до сих пор.

Линия “Кремль – Пансионат “Бор“

По слухам, проникнуть на эту ветку можно через тот самый таинственный переход на «Третьяковской», которые многие из нас видели. Являясь одной из новейших линий секретного метрополитена Москвы, она также и самая длинная в мире. Протяженность ветки составляет 70 км. В случае ядерного взрыва эта дистанция якобы позволит менее чем за час покинуть самую опасную зону у его эпицентра.

Один из переходов на станции «Третьяковская» всегда закрыт. Не вход ли это в Метро-2? Wikimedia

Начинаясь, как и все остальные станции, под Красной площадью, ветка устремляется в южном направлении. Пройдя под Симферопольским шоссе, подземное метро уходят за черту города. На сегодняшний момент конечная станция находится в огромном правительственном пансионате “Бор”. Местные жители считают, что бункер военных находится прямо под оздоровительным учреждением.

Однако по некоторым данным, секретный метрополитен тянется еще дальше. Есть версия, что на сегодняшний момент тоннель прорыт до поселка Вороново в 40 км от Москвы, где находится временно законсервированная и заброшенная система военных бункеров.

Линия “Кремль – Поселок Заря”

Принятие присяги в поселке Заря. mil.ru

Ветка к военному поселку Заря построена в конце 80-х годов.

Начатый у стен Кремля, подземный коридор был проложен под зданием ФСБ на Лубянской площади и высоткой на Красных Воротах, откуда, по слухам, есть вход на одну из платформ. Некоторые считают, что там же находилась и подземная тюрьма. Далее ветка уходит на восток.

Есть мнение, что параллельная уходящему на восток шоссе Энтузиастов Калининская линия метрополитена, по одной из версий, является бывшим участком Метро-2.

Последней станцией линии “Заря” стал военный городок в подмосковной Балашихе, где под землей сосредоточены пункты управления ПВО и ВВС нашей страны. До 2007 года доступ на территорию поселка блокировался пропускными пунктами. Сейчас военный городок включен в состав подмосковного города Балашиха, и не исключено, что именно там поклонники подземных тайн смогут узнать о Метро-2 что-то новое.

Эти данные подтверждает и краткая, но сенсационная новость на местном телевизионном канале Балашихи, датированная 2005 годом. В ней говорилось о том, что к 2014 году в Балашихе откроется станция метро в районе “Горсовет”. А по специальным пропускам можно будет проехать и до конечной точки – станция “Заря”! Правда, 2014 год давно уж миновал – а воз и ныне там. Но, как известно, слухи на пустом месте не возникают.

Источник: https://transportvl.ru/zhd-transport/sekretnye-linii-metro.html

Где в метро туалеты и куда ведут тайные лестницы? 15 секретов подземки

секретные линии метро

О легендарном московском метро рассказано и написано очень много, но поди разберись, что правда, а что вымысел, городской миф или страшилка. Anews поможет: узнайте вместе с нами самые интересные, малоизвестные и полезные факты.

1. Живут ли в тоннелях крысы-мутанты?

Байки о жутких существах – жертвах вечной темноты и радиации в подземке – это полная чушь. В перестроечное время про крыс размером с собаку написала одна из многотиражных газет, это было после Чернобыльской аварии, и народ легко поверил в мутантов. На самом деле, их описание было взято из знаменитого романа-ужастика Джеймса Герберта «Крысы», тогда ещё не переведённого на русский. А кроме того, бытовала шутка, что «в метро и крысы метровые».

Всё это в итоге сплелось в стойкий миф, но машинисты его опровергают, и, в частности, Макс Рублёв (он же известный блогер Метроэльф), который много лет работал на Таганско-Краснопресненской линии и в соавторстве с Олегом Дивовым написал книгу «Не прислоняться». Он рассказывает, что в подземке живут самые обычные крысы и мыши, но только вблизи станций, где есть пропитание, а в тоннелях им делать нечего. Так что чем глубже и длиннее тоннель, тем меньше там грызунов и прочей живности.

2. Существует ли «Метро-2»?

Существует. Но большая часть того, что о нём известно, – это домыслы на основе крупиц информации из тех же газет, которую никто никогда официально не подтверждал (хотя и не опровергал).

Система «Д-6», или, по-народному, «Метро-2» – это тайный комплекс стратегических бункеров и бывших подземных коммуникаций КГБ и Минобороны. По крайней мере один из объектов рассекречен и открыт для экскурсий: это бункер Сталина 30-х годов в Измайлово, который был соединён подземной дорогой с Кремлём.

Он расположен под стадионом «Измайлово», построенном отчасти для маскировки секретного строительства. В наше время этот стадион был долго скрыт за торговыми рядами скандально известного «Черкизона».

Ещё один рассекреченный бункер – бывший запасной командный пункт Дальней авиации СССР – открыт для посещений на Таганке. К нему некогда вели спецтоннели от линий обычного метро, так что к «Метро-2» он относится скорее условно.

В интернете есть куча фотографий якобы инфраструктуры секретной подземки, но на деле это всего лишь снимки служебных помещений, оборотных тупиков и соединительных тоннелей гражданского метро, с которым система Д-6 практически не сообщается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Одежда для поезда летом

«Утечкам» от бывшего персонала «Метро-2» тоже не стоит верить, ведь эти люди давали подписку о неразглашении.

3. Куда ведут загадочные лестницы и двери?

Никогда не работающие выходы, закрытые переходы, таинственные двери и лестницы, ведущие «в стену» Вы наверняка замечали такое на разных станциях. Популярна версия, что это секретные проходы в «Метро-2», однако в реальности всё куда проще и прозаичнее.

В основном лестницы и двери ведут в вентиляционные шахты, кладовые, подсобки и прочие технические и служебные помещения, в том числе под платформами. А остальная часть – это конструкторские недоработки, переделки или заделы на будущее.

Например, лестница на «Арбатской» Филёвской линии – это так и не открытый второй выход, где теперь расположены служебные помещения. То же самое на «Смоленской».

В северном зале «Третьяковской» закрытые лестницы – это задел под переход на «Новокузнецкую». Он будет построен и открыт после того, как соединятся восточный и западный участки Калининско-Солнцевской (жёлтой) линии. По плану, после 2020 года.

А загадочная лестница на «Белорусской»-радиальной, уходящая «в стену» над поездом в конце одной из платформ, ведёт в радиоузел.

4. Зачем станции с тремя путями?

Таких в московском метро две – «Партизанская» и «Полежаевская».

«Партизанская» (бывшая «Измайловский парк») была рассчитана на толпы посетителей того самого стадиона поверх сталинского бункера системы «Метро-2». Предполагалось, что он будет вмещать до 200 тысяч болельщиков, и что их будут подвозить и увозить сразу по два поезда в одном направлении. Но грандиозному замыслу помешала война, а достроенный позже стадион оказался в 20 раз меньше.

На «Полежаевской» третий путь должен был стать ответвлением в сторону Хорошёво-Мнёвники, где соединялся бы с большой кольцевой линией, проект которой существует давно, но реализуется только сейчас как Третий пересадочный контур.

5. Где есть станции-призраки и что это такое?

Почти 40 лет пассажиры Таганско-Краснопресненской линии наблюдали таинственную заброшенную платформу в тоннеле между «Щукинской» и «Тушинской» и временами даже замечали на ней людей-призраков.

На самом деле это были, конечно, вполне реальные дежурные сотрудники, в чью задачу входило гонять непрошеных диггеров. А станция, ранее известная как «Волоколамская», после долгой консервации открылась в 2014 году под названием «Спартак».

На сегодня самыми заметными станциями-призраками являются два любопытных объекта на длиннейшем перегоне «Крылатское» – «Строгино». Один из них – это задел под будущую полноценную станцию «Троице-Лыково», который пока что представляет собой короткую служебно-техническую платформу. Оттуда есть выход в служебные помещения и на поверхность.

Второй объект, так называемый «Д», – это эвакуационный выход на случай чрезвычайной ситуации, совершенно необходимый в сверхдлинном тоннеле (свыше 6,6 км).

А ещё в системе подземки есть старые, ныне закрытые станции. Например, «Первомайская» советских времён теперь приспособлена под ремонтный цех депо «Измайлово», а её вестибюль с сохранившимся интерьером переделан в актовый зал.

Такой была «Первомайская» в 1954 году:

А так она выглядит теперь внутри депо:

Здание вестибюля «Первомайской» тогда и сейчас:

6. Почему есть две «Арбатские» и две «Смоленские»?

Одноимённые станции, не связанные друг с другом переходами, существуют на параллельных линиях – Филёвской (голубой) и Арбатско-Покровской (синей). Сначала были только станции голубой ветки, но в июле 1941-го тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» был пробит авиабомбой, укрывавшиеся там от налёта люди погибли. Также пострадал Смоленский метромост – залатанную пробоину в перекрытии тоннеля до сих пор могут видеть машинисты поездов Филёвской линии.

После войны непрочный участок решили продублировать, пустив линию глубокого заложения под Москвой-рекой.

7. Почему станция «Александровский сад» изогнута и куда ведут её тоннели?

Бытует легенда, что станцию пришлось закруглить, чтобы не повредить сталинские секретные объекты у оснований стен Кремля. Но более реалистична версия, что строители обогнули канализационный коллектор, находившийся в нескольких метрах от тоннеля, и таким образом избежали стока нечистот.

Что касается «нерабочих» тоннелей в сторону центра, то они ведут не в «Метро-2» и не в кремлёвский бункер, как многие думают, а к синей и красной веткам обычного метро и используются для служебных перегонок. Когда-то от «Александровского сада» к станции «Охотный ряд» Сокольнической линии ходили поезда с пассажирами, но сегодня остался только один тоннель – второй был разобран при строительстве торгового центра «Охотный ряд».

Старый маршрут виден на этой схеме 1936 года. «Александровский сад» тогда назывался «Коминтерном».

8. Где в метро туалеты?

Из-за короткого времени поездок в метро общественные туалеты изначально не предусматривались, а служебные в основном находятся в тоннелях. По соображениям безопасности пассажиров туда категорически не пускают. Служебные уборные есть также в вестибюлях новых станций.

В 2015 году первый туалет появился в качестве эксперимента на станции «Проспект мира»-радиальная и страшно опошлил её вид. Уже через 2 месяца его демонтировали.

Летом 2017-го на сайте мэрии было объявлено, что туалеты для пассажиров всё же установят на 25 станциях – в переходах и вестибюлях, где они не будут мешать движению людей. Войти в кабинку можно будет по карте «Тройка». Подробности и список станций здесь.

9. Почему на станциях нет урн?

Урны из метро убрали ещё в 1977 году после взрыва бомбы в поезде между «Измайловской» и «Первомайской». Тогда погибли 7 человек, 44 были ранены. Виновными сочли армянских подпольщиков-сепаратистов, их осудили и казнили в 79-м.

В 2015-м сообщалось, что урны планируют вернуть в залы станций, но до сих пор этого не случилось и случится ли, неизвестно.

10. Почему поезд останавливается в тоннеле?

Чаще всего машинист ждёт, пока тронется поезд впереди. Причём, как подчёркивает Метроэльф в своей книге, сбои и задержки в абсолютном большинстве случаев происходят по вине пассажиров.

График движения очень строг, допустимо отклонение всего в 10 секунд, но люди постоянно задерживают отправление, потому что держат двери, медлят при высадке-посадке, мешают друг другу и т.д. и т.п. А малейшая задержка вызывает цепную реакцию и в итоге тормозит всю линию.

11. Что будет, если машинист уснёт или, не дай бог, умрёт за контроллером?

Ничего опасного для пассажиров не случится, в первом случае они, максимум, проскочат нужную станцию, но выйдут на следующей, а во втором могут только удивиться, почему поезд резко встал и стоит. В метро всё чётко налажено и предусмотрено на самые разные ситуации, прежде всего, чрезвычайные. Все важнейшие системы, от которых зависит жизнь пассажиров, являются механическими и сработают, даже если отключится электричество или поезд на время останется без управления.

Кстати, машинисты не любят работать в выходные, потому что смена проходит слишком монотонно, и их особенно клонит в сон от плавного покачивания и почти постоянной темноты. Машиниста, заснувшего на работе, уволят, поэтому все яростно борются со сном, кто как может.

12. Может ли человека «затянуть» в механизмы эскалатора?

Ни один эскалатор не сможет полностью затянуть человека и вообще никакой крупный предмет. Но части тела могут попасть в полотно, такие случаи бывали и заканчивались плачевно.

В 2002 году на «Киевской»-кольцевой одна пассажирка, легкомысленно стоя спиной к сходу с эскалатора, попала каблуком в зазор между металлической гребёнкой и ступенью, гребёнку покорёжило, и до аварийной остановки в зазор угодили ноги двух других пассажиров, которые не видели опасности из-за той же женщины и её сумок (сама она ничуть не пострадала). В результате один пассажир потерял часть стопы (кости раздробило, пришлось ампутировать), а другая лишилась пальцев.

В тему: Обрушение эскалатора на «Авиамоторной» и другие страшные трагедии, которые скрывали в СССР

13. Что происходит в метро ночью?

Когда подземка на несколько часов закрывается для пассажиров, там начинают активно работать службы ремонта, контроля и уборки. Праздничные дни с народными гуляньями – самые грязные. Как говорят сотрудники, если не убрать только однажды, то наутро вы будете ехать по щиколотку, если не по колено в дерьме, нередко в буквальном смысле.

Пока пассажирские составы отдыхают, по рельсам метро ездит причудливая «ночная» спецтехника. Лишь изредка её можно увидеть днём во время перегонов между станциями, и то далеко не все виды из имеющихся. Вот только некоторые.

14. Можно ли выжить в метро при глобальной катастрофе?

Представьте себе, нет. Хотя с советских времён метро снабжено системой гидрозатворов, фильтрации и изоляции воздуха, без работы надземной инфраструктуры и электричества подземку в считанные дни зальёт грунтовыми водами по самые турникеты. Никакие станции, бункеры и тоннели, включая пресловутое «Метро-2», не смогут стать долговременным убежищем для выживших – наоборот, им придётся выбираться на поверхность, чтобы не утонуть или не погибнуть от обрушения подземных построек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Баку метро схема

Также не стоит считать метро надёжной защитой от ядерного удара: оно устоит лишь при воздушном взрыве на большой высоте, но не при низком и тем более наземном. Да и в целом, как защитное сооружение оно рассчитано всего на двое суток.

15. Что самое опасное в метро?

Контактный рельс в 825 вольт, который сверху выглядит приступком прямо под платформой, словно специально для того, чтобы самостоятельно забраться назад в случае падения на пути. Но это, наоборот, смертельно опасно! Рельс накрыт защитным кожухом из пластика, который может не выдержать вашего веса. При работах на путях контактный рельс обесточивают и дополнительно ставят блокировку случайной подачи напряжения.

Впрочем, сотрудники метро без тени иронии скажут, что самое опасное – это пассажиры-идиоты, которые жёстко игнорируют правила поведения и безопасности в метро и создают реальную угрозу себе и другим. Учитывая хотя бы историю из пункта 12, с этим сложно не согласиться.

Смотрите дальше: Роскошь и убожество. Метро времен СССР, лихих 90-х и сегодня (35 ФОТО)

Источник: https://www.anews.com/p/79958335-gde-v-metro-tualety-i-kuda-vedut-tajnye-lestnicy-15-sekretov-podzemki/

Метро-2: где находятся секретные тоннели и можно ли в них попасть?

секретные линии метро

В начале двухтысячных среди машинистов депо «Измайлово» в Москве прошёл странный отбор. Искали кандидата для работы на секретных линиях. Тогда всплыла главная тайна московского метрополитена: загадочные тоннели спецслужб.

Нельзя сказать, что с тех пор информация о Метро-2 появилась в открытом доступе. Власти до сих пор отрицают существование секретных линий. Однако от диггеров, которые добровольно идут в тоннели, ничего не скроешь.

Московские диггеры в буквальном смысле «на крючке» у спецслужб. Некоторые любители тоннелей признаются, что за ними следят, прослушивают телефоны, мониторят активность в интернете. Всё дело в том, что опытный диггер — головная боль для охраны секретных объектов. На охраняемые ветки Метро-2 пронырливые экстремалы тоже умудряются попасть.

Обычно диггеры просачиваются внутрь объектов через вентиляционные шахты. Однако Метро-2 почти не имеет таких шахт. Два известных лаза — на «Кропоткинской» и «Арбатской» — охраняются. Рядом сидит человек, который якобы следит за парковкой. Как только диггер останавливается возле шахты, охранник грубо отгоняет любопытного и кому-то звонит.

Подземный бункер на глубине 250 километров

Подземные тоннели Метро-2 — ядерное бомбоубещиже. В случае, если на Москву полетят ракеты, начинённые смертоносными зарядами, раздастся сигнал «АТОМ». Метрополитен превратится в единственное средство спасения от радиации. Однако обычные линии предназначены для простых людей. Влиятельные политики и бизнесмены направятся в другое метро.

Считается, что Метро-2 состоит из нескольких уровней и проходит под московским метрополитеном. Самая глубокая точка спрятана под 250 километрами земли и коммуникаций. Ветки, проложенные на разных уровнях, соединяются где-то рядом со станцией «Спортивная». Все они начинаются на Красной площади.

Карта Метро-2, опубликованая в «Military forces in transition. Department of Defence. 1991»

Первая линия до аэропорта Внуково имеет длину 30 километров и разделяется на две части. Первый путь ведёт в бункер в Раменках, рассчитанный на 20 тысяч человек. Второй заканчивается в лесопарке Тропарёво. По слухам, там расположен ещё один подземный город-бункер. Входы на линию есть не только под военным объектами. Например, в случае удара затворы откроются в подвалах МГУ.

Вторая линия заканчивается на Рублёвке. Ветка односторонняя и создана для эвакуации людей за пределы Москвы. Кстати, линия проходит через бомбоубежище под «Ближней» дачей Сталина.

Третья линия уходит на юг и заканчивается за чертой города. Ходят слухи, что конечная станция расположена в Вороново. Линия не только самая длинная (протяжённость 70 километров), но и, как предполагается, самая новая и до сих пор строится.

Четвёртый путь выводит людей в Балашиху. Военный городок, который расположен рядом с населённым пунктом, — особо охраняемый объект. Там находятся точки управления ПВО и ВВС. Очевидно, не только они. 

Опасные секреты московского метрополитена

Сегодня открытых сведений о Метро-2 мало. В середине XX века строительство тоннелей постоянно давало о себе знать. Например, в ноябре 1954 года под землю ушёл один из корпусов фабрики «Красная Роза». Событие отнесли к вражеской диверсии, объект тут же закрыли.

По другой версии, рабочие, которые рыли тоннель Метро-2, не учли активность подземных вод. В тоннели хлынула вода, а полость, образовавшаяся под фабрикой, поглотила корпус.

Диггеры не рекомендуют искать тоннели Метро-2, потому что путешествие по полуразрушенным, тёмным коридорам — опасное приключение. Кроме того, входы в спецобъекты охраняются  военными. В случае опасности (в том числе, если человек угрожает секретности объекта) военные имеют право стрелять по нарушителям.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/metro-2-gde-nahodyatsya-sekretnye-tonneli-i-mozhno-li-v-nih-popast

Госсделка закрыта: 35% бюджетных закупок оказались засекреченными

Совокупная стоимость засекреченных госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ, составила в 2018 году 2,4 трлн рублей, следует из отчета Минфина. Показатель публикуется впервые, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Крупнейшими заказчиками, согласно документу, стали организации, ассоциирующиеся скорее с гражданской сферой, — «Роскосмос», Управление дорожно-мостового строительства и Мосметро.

Военные эксперты, опрошенные «Известиями», объяснили состав лидеров засекреченных закупок пересечением с интересами Минобороны.

Вынесли из сумрака

За минувший год госорганы заключили 52 717 контрактов, содержащих гостайну, на сумму 2,4 трлн рублей Этот показатель публикуется впервые, заявили «Известиям» в Минфине. В документе уточняется, что засекреченные закупки составили 35% от общего объема контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ.

Традиционно госструктуры засекречивают закупки, прямо или косвенно связанные с обороноспособностью страны. Впрочем, к категории гостайны могут быть отнесены и поставки исключительно гражданской продукции, если разглашение этой информации признано нежелательным для безопасности страны.

Государство излишне увлекается засекречиванием сведений, заявил «Известиям» завлабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов. Значительная часть информации, которую отнесли к гостайне, может быть публичной без особого ущерба, уверен он. Например, зачастую засекречиваются сведения о закупках для нужд силовых ведомств или Минобороны, связанные с модернизацией их системы ЖКХ или здравоохранения.

Справка «Известий»

Государство охраняет информацию о заказах, касающихся обороноспособности страны, внешней политики, экономики, науки, разведки и контрразведки, оперативного розыска и противодействия терроризму.

Засекречиваемые закупки не публикуются в единой информационной системе госзаказа, а попадают в закрытые реестры. Подряды, подпадающие под гостайну, исполняются только специально проверенными ФСБ организациями — им выдается особая лицензия.

Четкой грани между публичной и охраняемой информацией нет, однако от злоупотребления засекречиванием защищают контрольные органы. Например, для того, чтобы отнести к гостайне заказ гражданской продукции, необходима «виза» ФАС. За разглашение охраняемых сведений предусмотрена уголовная ответственность. Это может также классифицироваться как госизмена.

— Большой необходимости закрывать расходы, например, на учреждение, где лечатся военные, я не вижу, — заявил эксперт.

В Минфине на вопрос Известий, какие виды контрактов могут быть рассекречены без серьезных последствий для безопасности страны, сообщили, что заказчики определяют самостоятельно, какая закупка относится к гостайне, опираясь на закон.

Больше трети засекреченных госзакупок — действительно высокий показатель, особенно относительно развитых стран, согласился эксперт экономического факультета МГУ Сергей Белев.

Однако с учетом того, что почти пятая часть бюджетных расходов — закрытые статьи, такая доля контрактов с гостайной не удивляет, рассуждает эксперт. Согласно федеральному бюджету, секретные и совершенно секретные расходы в 2019 году выросли на 7,6% и превысили 3 трлн рублей.

В развитых странах их вес в 2–3 раза ниже, добавил Илья Соколов. Впрочем, есть и объективные причины для снижения прозрачности, например санкции.

Тайны подземелья

Две госструктуры из трех, ставших крупнейшими заказчиками, ассоциируются исключительно с гражданской деятельностью. Ими стали Управление дорожно-мостового строительства (УДМС) и Московский метрополитен, в общей сложности заключившие контрактов почти на 250 млрд рублей. В этих двух организациях не ответили на просьбу «Известий» уточнить, по какой причине они стали лидерами секретных заказов.

Лидерство Мосметро и Дорстроя может объясняется тем, что для реализации своих проектов им требуется информация о засекреченных объектах Минобороны, заявил военный эксперт Владислав Шурыгин. Например, дорожные строители используют при проектировании секретную геодезическую и топографическую информацию, такую, как координаты стратегически важных объектов. Такие данные используются и в военных целях, например, для «привязки» высокоточного оружия к географическим координатам.

Мосметро для прокладки новых веток также требуется доступ к секретной информации, например, о стратегически важных коммуникациях и объектах под землей, заключил эксперт.

Могут быть и другие причины, по которым гражданские компании стали крупнейшими заказчиками секретной продукции. Как предположил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, УДМС могло контрактовать подряд на строительство взлетно-посадочной полосы для военной авиатехники, а Мосметро — работать над проектом закрытых линий подземки для экстренной эвакуации.

— Еще в советский период метрополитен строил секретные линии подземки, предназначенные для нужд Минобороны и первых лиц государства (так называемое Метро-2), добавил эксперт.

В Московском метрополитене в свою очередь опровергли данные, содержащиеся в документе.

— В 2018 все наши закупки проходили открыто. Ни одна конкурентная процедура не была засекречена. В отчете Минфина указана общая сумма закупок, а не стоимость засекреченных контрактов, — пояснили «Известиям» в Мосметро.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли в поезде курить

В самом министерстве просьбу прокомментировать причины вхождения компаний гражданского профиля в топ-3 оставили без ответа.

Больше всех секретных контрактов заключила компания, также не имеющая ярко выраженного военного профиля, — госкорпорация «Роскосмос». Она заказала продукции на 153 млрд рублей, следует из документа Минфина. В «Роскосмосе» также на вопросы «Известий» пока не ответили.

В Минобороны несколько источников рассказали «Известиям», что количество и суммы контрактов ведомства в минувшем году пошли на спад. Большинство договоров на закупку вооружения и военной техники, а также проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках гособоронзаказа были заключены в период с 2010 по 2015 год.

Кроме того, у Минобороны достаточно специфическая система заключения контрактов, пояснил один из собеседников издания. Ведомство выделяет крупную сумму единственному поставщику, который затем контрактуется с множеством соисполнителей.

Источник: https://iz.ru/877209/dmitrii-grinkevich-aleksei-ramm/gossdelka-zakryta-35-biudzhetnykh-zakupok-okazalis-zasekrechennymi

Закрытая станция, секретная линия: что еще можно узнать на экскурсиях в метро

С начала года на экскурсиях в метро побывали более 43 тысяч человек. Ежедневно на станциях метро и МЦК их проводят центр профориентации Московского метрополитена и бюро «Метротур». 

«Мы проводим экскурсии в метро с 2015 года, чтобы ближе познакомить наших пассажиров с историей его развития. За это время на экскурсиях в метро и музее побывали более 150 тысяч человек, — рассказал заместитель начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалев. — Мы получаем множество положительных откликов от пассажиров. Это дает нам стимул разрабатывать новые экскурсионные маршруты по красивейшему метрополитену мира».

Экскурсии бюро «Метротур» — совместного проекта Музея Москвы и метрополитена — посетили около 2,5 тысячи человек, а на экскурсиях центра профориентации метрополитена побывали более 41 тысячи пассажиров. В этом году проведено уже 555 экскурсий.

Подземные маршруты 

Экскурсии в метро можно разделить на три блока. Один включает познавательные путешествия по станциям — памятникам архитектуры. Также можно отправиться на экскурсию по обычно закрытым для пассажиров инфраструктурным объектам (например, электродепо) или принять участие в ночных экскурсиях.

Сейчас разработано 14 экскурсионных маршрутов, с помощью которых можно больше узнать об истории станций, их особенностях и авторах проектов. В этом году уже провели 140 таких экскурсий.

Самое красивое метро: к ЧМ-2018 в подземке запустят экскурсии для иностранцев

А перед чемпионатом мира по футболу, который проходил в России с 14 июня по 15 июля, для иностранных и российских болельщиков разработали специальный экскурсионный маршрут по метро и МЦК.

«Закрытые» экскурсии: вагон берлинского метро и ретропоезд 

Метрополитен организует экскурсии в закрытых для пассажиров зонах — в электродепо «Красная Пресня» и «Измайлово». С начала года на более чем 40 экскурсиях побывали свыше 500 человек.

От ретропоезда до состава «Москва»: в метро проходит парад поездов

Участникам экскурсии по электродепо «Красная Пресня» показывают технический состав, который по ночам обслуживает тоннели и станции, и уникальный вагон берлинского метро.

А в электродепо «Измайлово» можно увидеть ретропоезд — легендарный состав типа А. Именно он впервые вышел на линию в 1935 году.

Кроме этого, экскурсантов провозят по ранее действующей, а ныне закрытой для пассажиров станции метро «Первомайская» на территории электродепо и по спецучастку, которого нет на схеме.

Ночь в метро и бесплатные экскурсии

Особенно интересны ночные экскурсии. В них входит посещение депо и прогулка по станциям. В 2017-м было проведено семь таких экскурсий, а в этом году — восемь. Посетили ночные экскурсии около 1000 человек.

Посторонним вход разрешен: что можно увидеть ночью в метро 

Неизменной популярностью пользуются бесплатные экскурсии. Их проводят в центре профориентации метрополитена на «Выставочной». С начала года состоялось уже 390 экскурсий.

Здесь есть раритетные экспонаты, которые можно потрогать. А в конце экскурсии все желающие могут почувствовать себя машинистом и прокатиться на настоящем тренажере поезда метро. В центре есть кинозал, где показывают архивные и современные фильмы о подземке.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/43665073/

Где находятся входы в Метро-2 и куда на самом деле ведут его ветки

Многие считают, что некоторые новые станции и ветки Московского метрополитена просто передали из частично законсервированной системы секретного правительственного метро

Попасть в Метро-2 (оно же Д-6) практически невозможно. А тем, кто все же хочет попробовать, интересующиеся этой темой напоминают: по слухам, экспедиции пытавшихся раскрыть подземные тайны столицы диггеров возвращались не в полном составе. К тому же линии обычного метрополитена и секретного заложены на разной глубине.

Говорят, единственное соединение двух систем расположено около станции “Спортивная”, на “красной” ветке метрополитена. Некоторые источники сообщают о возможности попадания в Метро-2 через заблокированный выход в центре станции “Арбатская” Филевской линии. Есть сведения, что вечно закрытые переходы на некоторых станциях закрыты не просто так. Чтобы понять, где искать входы в секретное метро, нужно первым делом выяснить, откуда и куда ведут его ветки.

Секретное метро и закрытые станции: 5 любопытных фактов о московской подземке

15 мая 1935 года состоялось открытие первой московской линии метро. Как все происходило и чем интересен этот общественный транспорт сегодня — расскажет altapress.ru.

Девушка в метро.

СС0

В Москве линию метро построили спустя 70 лет после открытия первого в мире метрополитена в Лондоне. Проект начали разрабатывать в 1924 году. Но только 15 мая 1935 года торжественно открыли первую столичную линию, сообщает «Московское метро». По ней началось движение четырехвагонных поездов — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Общая ее протяженность составляла 11,2 километров. На линии действовало 13 станций и 17 вестибюлей.

Строительство первой линии метро

МАММ/МДФ/russfoto

Журналисты в первом вагоне

МАММ/МДФ/russfoto

В конце 1930-х годов были открыты еще две линии и несколько станций. В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. К 1954 году завершили строительство кольцевой линии.

Московское метро сейчас

К настоящем моменту в Московском метро уже 14 линий — их общая протяженность 381 километр, пишет ТАСС. 48 из 222 станций признаны объектами культурного наследия, больше 40 — памятники архитектуры.

Арбатско-Покровская линия — самая протяженная, она простирается на 45,1 километра с востока на северо-запад Москвы. Одна из самых коротких — Каховская, по протяженности не превышающая 3,5 километров.

Самой глубокой в Москве считается станция «Парк Победы» — 84 метра под землей. Самую длинную платформу имеет остановка «Воробьевы горы» — 285 метров.

Секретное метро

Слухи о секретном метро — родом из 90-х годов. О том, что существуют три или четыре ветки, принадлежащие правительству (от Кремля до военных объектов в Подмосковье) до сих пор не имеется подтвержденной информации. Но народное название эта система получить успела — «Метро-2″ или «Д-6″, пишут «Аргументы и Факты».

Закрытые станции

Есть станции, которые закрыты для пассажиров навсегда, пишет Правда.ру. В Москве их две: «Первомайская» и «Калужская». Раньше они были конечными. Располагались на поверхности земли, но их заменили на подземные.

Метро в Бирюлево

В столице существуют районы, жители которых очень ждут метро, но похоже, не скоро его увидят. Разговоры о линии в Бирюлево уже переросли в шуточные и ироничные — так часто об этом говорили одно время. А в Мытищинском районе к этому приблизились настолько, что одно время в вагонах висели карты с запланированной станцией «Челобитьево». Однако дальше планов так и не пошло.

Фонтан в метро

В переходе между станциями «Римская» и «Площадь Ильича» есть фонтан — единственный в московском метро. В отделке станции принимали участие итальянские архитекторы, сообщает ресурс «Прогулки по метро». В основе объекта — скульптуры младенцев Ромула и Рема, расположившихся на колонне. За ними стена, по которой стекает вода.

Где снимают кино

Фильмы, сериалы и многое другое, где присутствуют сцены из метрополитена, в основном снимают на втором перроне станции «Полежаевская». Он закрыт для обычных пассажиров.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/pervaya-v-strane-liniya-metro-i-to-chem-udivdyaet-moskovskaya-podzemka-242081

Метро-2: где проходит секретное московское метро — Русь Матушка

Странная станция «Арбатская» Филевской линии – один из возможных входов в Метро-2. Wikimedia

Многие считают, что некоторые новые станции и ветки Московского метрополитена просто передали из частично законсервированной системы секретного правительственного метро

Попасть в Метро-2 (оно же Д-6) практически невозможно. А тем, кто все же хочет попробовать, интересующиеся этой темой напоминают: по слухам, экспедиции пытавшихся раскрыть подземные тайны столицы диггеров возвращались не в полном составе. К тому же линии обычного метрополитена и секретного заложены на разной глубине.

Говорят, единственное соединение двух систем расположено около станции “Спортивная”, на “красной” ветке метрополитена.

Некоторые источники сообщают о возможности попадания в Метро-2 через заблокированный выход в центре станции “Арбатская” Филевской линии. Есть сведения, что вечно закрытые переходы на некоторых станциях закрыты не просто так.

Чтобы понять, где искать входы в секретное метро, нужно первым делом выяснить, откуда и куда ведут его ветки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш транспорт
Есть ли в поездах розетки

Закрыть