Экстренное торможение поезда

Когда можно срывать стоп-кран в поезде?

экстренное торможение поезда

04.03.2018

Экстренное торможение применяется:

  • Для предотвращения крушения, аварии, схода подвижного состава
  • В случае пожара
  • Если жизни гостя или работника поезда угрожает опасность 

Кто имеет право нажимать на стоп-кран?

По правилам нажимать на стоп-кран могут только проводники или другие сотрудники поезда. К ним надо обращаться при появлении подозрительных шумов, скрежета, дыма, подозрительных запахов. Профессионалы быстро оценят ситуацию и примут необходимое в сложившейся ситуации решение.

Гости использовать экстренное торможение могут только в исключительных случаях (пожар, угроза человеческой жизни и т.д.). За срыв стоп-крана без достаточных оснований предусмотрен денежный штраф в размере до 3-5 тысяч рублей. А в случае причинения вреда здоровью другому человеку, сорвавший стоп-кран привлекается к уголовной ответственности по статье 268 УК РФ. 

Как правильно нажимать на стоп-кран?

Резкое торможение поезда может привести к травмированию как гостей, так и обслуживающего персонала. Для максимально мягкой остановки требуется медленно переместить кран вниз, лучше в три приема с короткими остановками на 1-1,5 секунды. Через время рычаг необходимо привести в первоначальное положение – тормозная магистраль сможет зарядиться только после закрытия стоп-крана.

Где запрещено нажимать на стоп-кран даже по уважительной причине?

Не разрешается останавливать состав в местах, откуда невозможно эвакуировать людей — туннели, мосты, возвышенности или узкие ущелья, крутые подъемы и спуски. Кроме того, в случае пожара запрещено применять экстренное торможение в непосредственной близости от объектов, способствующих распространению огня: автозаправки, газопроводы и т.д. Нажатие на стоп-кран в таких ситуациях осуществляют после того, как поезд минует опасные участки дороги.

Чем может грозить экстренное торможение?

Срыв стоп-крана на вокзале может привести:

  • к столкновению поездов, что подвергнет опасности жизни людей, находящихся в поезде и на перроне
  • к нарушению графика следования поездов

Срыв стоп-крана в пути может привести:

  • к сходу подвижного состава
  • к крушению, аварии
  • к травмированию гостей
  • к нанесению ущерба имуществу железнодорожной компании и людей, перевозящих ценные предметы

Что происходит в поезде после использования пассажиром стоп-крана? 

Сегодня путешествия по железной дороге становятся всё более безопасными. Слухи о безнаказанности применения экстренного торможения по причине, например, невнимательности или рассеянности в наше время не имеют под собой никаких оснований.

Каждый срыв крана сопровождается расследованием причины, выяснением личности правонарушителя и составлением акта.

Кроме того все поезда оснащены камерами видеонаблюдения, что существенно облегчает задачу не только обслуживающему персоналу поезда, но и сотрудникам полиции.

Источник: https://www.transclass.ru/travel/blog/kogda-mozhno-sryvat-stop-kran-poezde/

Железнодорожные кассы — Экстренное торможение поезда

экстренное торможение поезда

С экстренным торможением поезда могут столкнуться все пассажиры, которые иногда или часто ездят железной дорогой. Важно разобраться, почему и в каких ситуациях оно может применяться. Не менее важно знать, как должны вести себя пассажиры, чтобы исключить или минимизировать возможный риск травмирования.

Особенности тормозной системы

Во всех современных поездах используются тормоза пневматического типа. Это означает, что вдоль вагонов проходит система, заполненная воздухом. В ней поддерживается определенное давление. Если давление быстро сбросить, сработают тормоза и состав остановится.

Система имеет некоторые особенности, которые позволяют эффективно использовать тормоза в штатных ситуациях. К примеру, под каждым вагоном установлен так называемый воздухораспределитель. Он срабатывает при падении давления в системе. Из специального резервуара сжатый воздух подается в цилиндры. Они, в свою очередь, давят на колодки, в результате чего поезд начинает останавливаться.

В случае необходимости остановки машинист нажимает на специальный кран, который позволяет спускать воздух с системы с определенной скоростью. Обычно интенсивность спускания воздуха может меняться в зависимости от необходимости торможения. Последовательное спускание воздуха из магистрали и называется ступенчатым торможением, которое применяется машинистами в большинстве случаев при остановках на станциях и в других ситуациях.

Экстренное торможение поезда отличается тем, что воздух спускается резко и быстро. В результате тормозной путь сокращается к минимуму.

Бытует ошибочное мнение, что экстренное торможение машинисты могут применять только в случае возникновения опасности, но это далеко от практики. Нет подобных ограничений. Машинист может экстренно тормозить каждый раз, когда посчитает это необходимым. Правда, потом ему придется написать рапорт с пояснениями. Обычно машинисты стараются обеспечить плавный ход состава, чтобы избежать инцидентов, связанных с падением и травмированием людей.

Когда применяется экстренное торможение?

Чаще всего экстренно поезда тормозят в следующих ситуациях:

  • Возникла угроза жизни людей, спровоцированная различными факторами.
  • На пути выбежали животные.
  • Отказали автотормоза.
  • Поезд продолжает движение после служебного торможения.

Часто применяется экстренное торможение и в зимнее время, когда обычные тормоза не дают желаемого результата, и поезд продолжает двигаться при необходимости остановки.

Как действовать пассажирам?

Если поезд экстренно останавливается, пассажиры верхних полок рискуют свалиться вниз. Чтобы минимизировать риски, необходимо свернуть одеяло или матрас в виде барьера, хотя в современных вагонах предусмотрены защитные поручни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сохранить продукты в поезде

Со столика следует убирать все предметы, которыми можно серьезно пораниться при экстренном торможении. После еды всю посуду и приборы следует убирать в сумку, а не оставлять на столике.

Если едете в купе, двери следует плотно закрывать. В таком случае меньше риска, что при резкой остановке двери прижмут конечности или сильно ударят по другим частям тела. Пассажирам верхних полок желательно сразу спуститься на низ, если имеется такая возможность, и дождаться полной остановки поезда. Если падения избежать не удалось, постарайтесь сгруппироваться и закрыть голову руками, чтобы свести к минимуму риск получения травм разной тяжести.

Безопаснее всего в момент экстренного торможения находиться на нижней полке по направлению движения поезда.

Источник: https://kassa.su/novosti/ekstrennoe-tormozhenie-poezda/

Экстренное торможение поезда — Общественный транспорт

экстренное торможение поезда

Независимо от того, кто находится за рулем автомобиля — опытный водитель с двадцатилетним стажем или новичок, только вчера получивший свои долгожданные права, — на дороге в любой момент может произойти аварийная ситуация из-за:

  • нарушения ПДД каким-либо участником дорожного движения;
  • неисправного состояния транспортного средства;
  • внезапного появления на дороге человека или животного;
  • объективных факторов (плохая дорога, плохая видимость, падение на дорогу камней, деревьев и т. д.).

Безопасная дистанция между автомобилями

Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.

Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.

При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.

Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля — 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.

Возможные последствия столкновений

Согласно результатам технических испытаний, сильный удар движущегося автомобиля о какое-либо препятствие по силе соответствует падению:

  • при 35 км/ч — с 5-метровой высоты;
  • при 55 км/ч — 12 метров (с 3-4 этажа);
  • при 90 км/ч — 30 метр (с 9 этажа);
  • при 125 км/ч — 62 метр.

Понятно, что столкновение транспортного средства с другим автомобилем или иным препятствием даже при небольшой скорости угрожает людям травмой, а в самом худшем случае – и гибелью.

Поэтому при возникновении аварийных ситуаций необходимо предпринять все возможное для предотвращения подобных столкновений и выполнить объезд препятствия или экстренное торможение.

Чем отличается тормозной путь от остановочного

Остановочный путь — дистанция, которую проедет машина за период от момента обнаружения водителем препятствий до окончательного прекращения движения.

Он включает в себя:

  • Тормозной путь — расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на тормозную педаль и до полного прекращения движения.
  • Дистанция, которую проехал легковой автомобиль за время реакции водителя. За эти секунды происходит осознание опасности, принятие решения о торможении и нажатие ногой тормозной педали.

От чего зависит тормозной путь

Ряд факторов, влияющих на его длину:

  • скорость срабатывания тормозной системы;
  • скорость движения транспортного средства в момент торможения;
  • тип дороги (асфальт, грунтовая, гравийная и т. д.);
  • состояние покрытия дороги (после дождя, гололедица и т. д.);
  • состояние шин (новые или с изношенным протектором);
  • давление в шинах.

Тормозной путь легкового автомобиля прямо пропорционален квадрату его скорости. То есть, при увеличении скорости в 2 раза (с 30 до 60 километров в час) длина тормозного пути возрастает в 4 раз, в 3 раза (90 км/час) — в 9 раз.

Экстренное торможение

Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.

Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».

Симптомы заблокированных колес во время торможения:

  • появление вибрации колес;
  • уменьшение торможения автомобиля;
  • появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
  • у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.

ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.

Типы экстренного торможения

1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.

В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.

Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.

2. Ступенчатое торможениенажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.

В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.

3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач — нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли в метро с собакой

В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Метро в чикаго

4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач — одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.

При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.

ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.

Источник: https://transportvl.ru/zhd-transport/ekstrennoe-tormozhenie-poezda.html

Правда о железнодорожных тормозах: часть 2

Вижу, что первая, историческая часть моего повествования публике понравилась, а поэтому не грех и продолжить.

Высокоскоростные поезда, вроде TGV уже не обходятся пневматическим торможением

Сегодня мы поговорим о современности, а именно о том, какие подходы к созданию тормозных систем подвижного состава используются в XXI веке, буквально через месяц разменяющему свой третий десяток.

1. Классификация тормозов подвижного состава

Исходя из физического принципа создания тормозного усилия все железнодорожные тормоза можно разделить на два основных типа: фрикционные, использующие силу трения, и динамические, использующие тяговый привод для создания тормозящего момента.

К фрикционным тормозам относятся колодочные тормоза всех конструкций, в том числе и дисковые, а также магниторельсовый тормоз, который применяется на высокоскоростном магистральном транспорте, в основном в Западной Европе. На колее 1520 этот вид тормоза применялся исключительно на электропоезде ЭР200.

Что касается того же «Сапсана», РЖД отказались от использования магниторельсового тормоза на нем, хотя прототип этого электропоезда, немецкий ICE3 таким тормозом оснащен.

Тележка поезда ICE3 с магниторельсовым тормозом

Тележка поезда «Сапсан»

К динамическим, а точнее электродинамическим тормозам относятся все тормоза, действие которых основано на переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим (рекуперативный и реостатный тормоз), а так же торможение противовключением

С рекуперативным и реостатным тормозом все относительно понятно — двигатели тем или иным способом переводятся в генераторный режим, и в случае с рекуперацией отдают энергию в контактную сеть, а в случае с реостатом, выработанная энергия сжигается на специальных резисторах. И тот и другой тормоз применяется как на поездах с локомотивной тягой, так и на моторвагонном подвижном составе, где электродинамический тормоз является основным рабочим тормозом, в виду большого количества тяговых электродвигателей, распределенных по всему поезду. Единственным недостатком электродинамического торможения (ЭДТ) является невозможность торможения до полной остановки. При снижении эффективности ЭДТ выполняется его автоматические замещение пневматическим фрикционным тормозом. Что касается торможения противовключением, то оно обеспечивает торможение до полной остановки, так как заключается оно в реверсировании тягового двигателя на ходу. Однако этот режим, в большинстве случаев является аварийным — его штатное применение чревато повреждением тягового привода. Если взять, для примера, коллекторный двигатель, то при изменении полярности напряжения, подаваемого на него, противо-ЭДС, возникающая во вращающемся двигателе, не вычитается из питающего напряжения а складывается с ним — колеса как вращались так и вращаются в туже сторону что и в тяговом режиме! Это приводит к лавинообразному нарастанию тока, и самое лучшее что может случиться — сработают электрические аппараты защиты. По этой причине на локомотивах и электропоездах принимаются все меры к недопущению реверсирования двигателей на ходу. Реверсивная рукоятка блокируется механически при нахождении контроллера машиниста на ходовых положениях. А на тех же «Сапсанах» и «Ласточках» поворот реверсивного переключателя при скорости выше 5 км/ч приведет к немедленному экстренному торможению. Однако, некоторые отечественные локомотивы, например электровоз ВЛ65, используют реверсивное торможение как штатный режим на малых скоростях движения.

Реверсивное торможение — штатный, обеспечиваемый системой управления режим торможения на электровозе ВЛ65

Надо сказать, что несмотря на высокую эффективность электродинамического торможения, любой поезд, всегда, подчеркиваю — всегда оснащается пневматическим тормозом автоматического действия, то есть срабатывающего за счет выпуска воздуха из тормозной магистрали. Как в России, так и во всем мире старые-добрые колодочные фрикционные тормоза стоят на страже безопасности движения. По функциональному назначению тормоза фрикционного типа подразделяются на

  1. Стояночные, ручные или автоматические
  2. Поездные — пневматические (ПТ) или электропневматические (ЭПТ) тормоза, устанавливаемые на каждую единицу подвижного состава в поезде и управляемые централизовано из кабины машиниста
  3. Локомотивные — пневматические прямодейсвующие тормоза, предназначенные для затормаживания локомотива, без затормаживания состава. Управляются они отдельно от поездных.

2. Стояночный тормоз

Ручной тормоз с механическим приводом никуда не делся с подвижного состава, он устанавливается как на локомотивах, так и на вагонах — просто сменил специальность, а именно превратился в стояночный тормоз, позволяющий исключить самопроизвольное движение подвижного состава в случае выхода воздуха из его пневмосистемы. Красное колесо, похожее на корабельный штурвал — привод ручного тормоза, один из вариантов его исполнения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как получить карточку метро

Штурвал ручного стояночного тормоза в кабине электровоза ВЛ60пк

Ручной тормоз в тамбуре пассажирского вагона

Ручной тормоз на современном грузовом вагоне

Ручной тормоз с помощью механического привода прижимает к колесам те же самые колодки, что используются при обычном торможении.

На современном подвижном составе, в частности на электропоездах ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан», ЭС1 «Ласточка», а так же на электровозе ЭП20, стояночный тормоз автоматический и прижатие колодок к тормозным диском там выполняется пружинными энергоаккумуляторами.

Часть клещевых механизмов, прижимающих колодки к тормозным дискам снабжена мощными пружинами, причем такими мощными, что отпуск выполняется пневматическим приводом давлением 0,5 МПа. Пневмопривод, в данном случае, противодействует пружинам, прижимающим колодки.

Управление таким стояночным тормозом выполняется кнопками на пульте машиниста.

Кнопки управления стояночным пружинным тормозом (СПТ) на электропоезде ЭС1 «Ласточка»

По своему устройству такой тормоз аналогичен тому, что применяется на мощных грузовиках. Но в качестве основного тормоза в поездах такая система совершенно непригодна, а почему, я подробно объясню после рассказа о работе поездных пневматических тормозов.

3. Пневматические тормоза грузового типа

Каждый грузовой вагон оснащается следующим комплексом тормозного оборудования

Тормозное оборудование грузового вагона: 1 — тормозной соединительный рукав; 2 — концевой кран; 3 — стоп-кран; 5 — пылеуловитель; 6, 7, 9 — модули воздухораспределителя усл. №483; 8 — разобщительный кран; ВР — воздухораспределитель; ТМ — тормозная магистраль; ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр; АР — грузовой авторежим

Тормозная магистраль

Источник: https://habr.com/ru/post/478234/

✈ Что делать пассажирам при экстренном торможении поезда

Как пассажирам поезда вести себя в случае экстренного торможения, чтобы не получить травм? Разбираемся, насколько это страшно, в каких случаях машинисты это делают и почему.
На современных поездах установлены пневматические тормоза.

По всей длине поезда проходит тормозная магистраль, в которой постоянно поддерживается определённое давление воздуха. Если его выпустить из тормозной системы, то давление упадёт. Это приведёт к резкому снижению скорости, вплоть до полной остановки поезда.

Тормозная магистраль наполнена сжатым воздухом

Чтобы тормоза сработали, к работе подключается воздухораспределитель. Он установлен на каждом вагоне и реагирует на падение давления в тормозной магистрали. Сжатый воздух из запасного резервуара направляется в специальные цилиндры. Под давлением воздуха колодки прижимаются к колёсам, и поезд останавливается. Кстати, если по какой-то причине состав отсоединится, рукав, через который идёт воздух между вагонами, расцепляется, и давление также падает, а следовательно тормозит и поезд.

Давление в тормозной магистрали отсутствует

Для того, чтобы остановить состав, машинист с помощью специального крана выпускает воздух из тормозной магистрали в определённом темпе. В это время воздухораспределители создают соответствующее давление в цилиндрах. Его можно увеличивать, периодически делая разрядки (изменение давления в тормозной магистрали путём выпуска порций воздуха с разной скоростью). Это будет являться ступенчатым торможением.

Так останавливают поезд в штатных ситуациях. Данный способ называют «служебное торможение поезда».

Чтобы экстренно остановить пассажирский поезд, нужно выпустить весь воздух из магистрали очень быстро. Это позволяет достичь минимально возможного тормозного пути. Существует миф, что машинисты совершают экстренное торможение в крайних случаях.

Однако это не всегда не так. Экстренное торможение используется в любых случаях, если по мнению «водителя поезда» это необходимо.

После этого, правда, придётся составить рапорт с объяснением причин, но даже с учётом этого, машинисты пользуются данной функцией довольно часто.

Отметим, что обычно поездом стараются управлять плавно, ведь инциденты с падением пассажиров никому не нужны. Машинист максимально спокойно набирает и сбрасывает скорость.

Хотя плавность хода состава, обычно, зависит не столько от навыков железнодорожника, сколько от самого локомотива, настройки крана для управления тормозами, участка обслуживания и, конечно, графика следования. Чем жестче график, тем сложнее машинисту избежать частых торможений с последующим разгоном и добиться плавности хода.

Однако в случае с экстренным торможением, остановка может быть достаточно резкой.

В каких случаях его применяют?

  • Если поезд не останавливается после служебного торможения;
  • Если автотормоза неудовлетворительно работают или вовсе отказали;
  • При угрозе безопасности движения, жизни людей;
  • При появлении домашних или диких животных на путях;
  • В зимний период при подходе к станциям и запрещающим сигналам, если после первой ступени торможения не получен достаточный эффект и др.

Какие места в поезде самые безопасные

Самыми безопасными местами в вагоне, в отношении экстренного торможения, считаются полки купе, которые расположены в сторону движения. Если поезд столкнётся с чем-то или резко остановится, вас прижмёт к стене, в то время как другие пассажиры начнут падать. Обычно большинство травм получают именно те, кто упал с верхней полки.

Что делать, когда поезд экстренно тормозит

Во-первых, во время поездки в поезде не рекомендуем держать на столах посуду и приборы, которые могут нанести травму, если упасть на них сверху. Во-вторых, чтобы избежать падения с верхних полок, подверните края матраса или подложите свёрнутую одежду / одеяло, чтобы они создали барьер, через который будет сложно перекатиться. Хотя сейчас во многих поездах уже установлены откидные ручки, которые не позволят вам выпасть.

Полностью закрывайте или открывайте двери купе, чтобы в момент происшествия руки, ноги или голову не придавило. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, закройте руками голову, снимите очки по возможности. Безопаснее всего опуститься на пол вагона и дожидаться полной остановки там. И самое главное — не паникуйте. Спокойно убедитесь в том, что произошло, а уже дальше действуйте в соответствии с ситуацией.

Желаем, чтобы ваши поездки в поезде были спокойными и без происшествий.

Источник: https://www.biletik.aero/handbook/blog/poezda/chto-delat-passazhiram-pri-ekstrennom-tormozhenii-poezda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш транспорт
Такси в лениногорске

Закрыть