Школьный автобус маз

Новые автобусы МАЗ-241S30 и МАЗ-257 и социальная программа «Школьный автобус»

школьный автобус маз

И как мать, и как водитель

Андрей Филиппов, фото автора

2013 год. Минский автомобильный завод и «Банк развития Республики Беларусь» начали совместную социальную программу «Школьный автобус». Её суть – передать школьным учреждениям Белоруссии автобусы МАЗ-241 для доставки детей из отдалённых деревень к месту учёбы.

А изюминкой проекта стал тот факт, что управлять всеми автобусами должны были женщины.

Оригинальная идея осуществлена, и милые дамы за рулём школьных автобусов стали символом безопасности при перевозке детворы: сами матери, они лучше всех понимают ценность своих пассажиров

Со старта проекта прошло три года. В 2013 году было поставлено 60 автобусов, в 2014 – 15 ед., в 2015 ещё 61 «школьник» стал перевозить маленьких пассажиров. Нынешний год позволил разменять вторую сотню – как раз на передаче партии, где находился 200-й экземпляр МАЗ-241, мы и смогли поприсутствовать. Что же поменялось за прошедшие годы?

«Старички»

В принципе, изменений не так уж и много. В первую очередь, добавились электронные аксессуары, например, большой монитор под потолком, по которому можно развлечь детвору мультиками или фильмами во время длительных поездок – путешествие от школы до дома порой занимает до часа. Да и выезды на экскурсии никто пока не отменял.

Во-вторых, стоит отметить перекомпоновку моторной шахты, связанную не только с установкой двигателя Cummins вместо ММЗ, но и с улучшением её шумоизоляции, что для комфорта как водителя, так и маленьких пассажиров, несомненное благо.

Есть и ещё доработки, но перечислять их все я не буду. Тем более, что процесс модернизации вёлся постепенно, и все изменения бросаются в глаза только в сравнении с самыми первыми МАЗ-241, переданными в школы в 2013 году. Основное отличие нынешней партии – новые кресла с четырёхточечными ремнями. До этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В общем, процесс идёт.

Всё-таки МАЗ – рисковый завод. Пригласить специализированные СМИ не на символическую, а реальную передачу автобусов, да ещё и предоставить возможность пообщаться с водителями, которые ежедневно на них работают Я не мог этим не воспользоваться!

Знакомьтесь, Надежда Никонова – водитель школьного автобуса МАЗ-241 с 2013 года.

Именно она стояла у истоков той самой «школьной» программы в Белоруссии, продолжение которой мы сейчас наблюдаем, и, как это ни печально, она одна из немногих, кто остался верен выбранной профессии.

Выдержать тяжёлый режим работы, где к ответственности за детей «бонусом» добавлялась работа на новых (читай «сырых») автобусах, смогли немногие. Надежда смогла, так что встреча с ней для меня оказалась большой удачей.

О тех первых МАЗах она отзывается сдержанно. Машины реально были «сырыми» и требовали повышенного внимания к себе. Только после «протяжки» и обкатки, когда все мелкие недочёты были устранены, появилась уверенность в машине, и перевозка детей начала приносить радость. Впрочем, ни разу за всё время автобус её не подвёл, безжизненно замерев где-нибудь среди заснеженных лесов или продуваемых всеми ветрами полей, что не может не радовать – дети же в салоне!

Из того, что категорически не нравилось – вибронагруженный двигатель ММЗ и механическая коробка передач с нечёткими ходами и нелогичными для автобуса передаточными отношениями, максимальная скорость которого не превышает 60 км / ч. Эти и остальные неприятные мелочи, которые всплывали в процессе эксплуатации, скрупулезно доводились до автозаводцев – благо, те реально интересовались своими творениями и были благодарны любым отзывам.

Как оказалось, собирали они информацию не из праздного любопытства. Новый МАЗ-241S30, который получила Надежда, оснащён более совершенным двигателем Cummins и таит в себе длинный список проведённых доработок. После краткого осмотра только положительные эмоции – автобус стал заметно лучше. Единственное – коробка передач так и осталась механической, ставить «автомат», чтобы облегчить женский труд, почему-то решили нецелесообразным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Форд транзит автобус

А ещё Надя просто влюбилась в МАЗ-257: отдельная дверь в кабину (не надо скакать по моторному тоннелю), увеличенная пассажировместимость (можно обойтись двумя рейсами вместо трёх), увеличенный клиренс и рессорная подвеска (можно увеличить скорость на разбитых дорогах и не бояться снежных переметов) и т. д. Список отмеченных плюсов оказался большим. Сказала, что теперь есть новая мечта – сесть за руль «257-го». Похоже, наша встреча была явно не последней, кто лучше водителя расскажет, чего стоит тот или иной автобус?!

и «молодой»

Впрочем, для меня основной интерес на мероприятии представляли не доработанные МАЗ-241S30, а анонсированный показ нового «школьника» – МАЗ-257. Правда, журналистов сразу предупредили, что машина проходит испытания на стенде и, по сути, представляет собой макет. Но разве можно этим остановить фанатичную прессу?! Вот он, подросший в размерах и утративший причудливый дизайн, новичок!

Перед конструкторами стояла задача увеличить размеры автобуса для перевозки детей. В связи с закрытием школ и детских садов в маленьких деревнях количество школьников и малышей, которых надо централизованно доставлять к месту, увеличивается с каждым годом, и компактный МАЗ-241 уже давно не справляется с возросшим «пассажиропотоком». Теперь в салоне можно перевезти на 8 человек больше.

Кроме того, встал вопрос об увеличении проходимости автобуса. Изначально спроектированный как «турист» и автобус для нерегулярных перевозок по асфальтированным дорогам, «241-й» довольно болезненно переносит разбитые «гравийки», особенно когда дело касается глубоких ям. У «257-го» с этим проблем быть не должно: клиренс под осями по 200 мм, угол въезда – 16°, угол съезда – 10°.

А ещё меня не покидало стойкое ощущение, что это не узкоспециализированный «школьник» – две полноценные одностворчатые служебные двери с механизмом обкатывающего типа, по два небольших багажных отсека под днищем, салон с широким проходом и высотой не менее 1900 мм. Всё это очень смахивает на задел по пригородному автобусу, который легко заменит весьма популярный до сих пор, но, увы, снятый с производства МАЗ-256. Поживем, увидим?!

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/9207-novye-avtobusy-maz-241s30-i-maz-257-i-sotsialnaya-programma-shkolniy-avtobus-i-kak-mat-i-kak-voditel/

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Школьный автобус маз — Общественный транспорт

школьный автобус маз

Более десяти лет прошло с того момента, как на автосалоне, проходившем в Москве, был представлен городской автобус МАЗ-203, который выпускается Минским автозаводом с начала 2006 года. Эта модель представляет второе поколение автобусов, собираемых филиалом «Армаз» РУП МАЗ.

Особенности модели

МАЗ-203 значительно дороже своих предшественников из первого поколения, но это не мешает ему быть намного дешевле европейских марок. Автобус создан с использованием новейших технологий, а также имеет в своей конструкции узлы и агрегаты зарубежного производства, что делает его надёжным в техническом плане.

Если сравнивать МАЗ-203 с автобусами из первого поколения, то стоит отметить следующие отличительные особенности:

  • низкий уровень пола;
  • современный дизайн;
  • доработанная трансмиссия и ходовая часть;
  • множество дополнительного оборудования.

Силовые агрегаты

Городской низкопольный автобус имеет огромный моторный отсек, в который могут устанавливаться два вида двигателей:

  • Mercedes-Benz OM906LA;
  • Deutz.

Силовой агрегат от «Мерса» представляется в двух модификациях. Первая способна выдавать 231 л. с., в то время как вторая – 279 л. с. Двигатель от Deutz является более экологически чистым вариантом, отвечающим стандартам Euro-4. Каждая модель оснащается электронной системой управления мотором.

АКПП

Эта модель городских автобусов не имеет сцепления, так как собирается исключительно с автоматической трансмиссией. Потенциальному покупателю предоставляется выбор между 6-ступенчатой АКПП ZF и 3-ступенчатой АКПП Voith. Эти марки немецких производителей давно заняли свою нишу на мировом рынке, завоевав доверие клиентов своим безупречным качеством.

Тормозная система

Итак, мы рассматриваем технические характеристики. МАЗ-203 привлекает своей тормозной системой. Модель имеет заслонку моторного тормоза, которая является вспомогательной. Она существенно упрощает работу основной тормозной системы, тем самым продлевая срок её службы.

Также МАЗ-203 имеет запасную, вспомогательную, стояночную, рабочую тормозные системы и остановочный тормоз. Рабочая тормозная система приводит в действие все тормозные механизмы, имеющиеся на колёсах автобуса. Каждый МАЗ-203 оснащается черырёхканальным ABS. По желанию клиента возможна установка ASR (антиблокировочной системы) на задний контур.

Стояночная тормозная система срабатывает в случае частичного или полного выхода из строя рабочего тормоза. Она приводит в действие тормозные механизмы, имеющиеся на заднем мосту. Заблокировать задний мост может и остановочный тормоз. Он включается автоматически при открытии любой двери или вручную с помощью кнопки, находящейся на приборной панели.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Автобус паз модельный ряд

Охлаждение

Жидкостная система охлаждения отлично справляется со своей непосредственной функцией. Она рассчитана на использование низкозамерзающей жидкости, которая циркулирует по всей системе закрытого типа.

Оптимальная температура поддерживается за счёт автоматических термостатов, а также вентиляторов, которые не дают работающему двигателю нагреться свыше 90 °С.

Даже в сильную жару силовые агрегаты не перегреваются, так как в задней части автобуса, с левой стороны моторного отсека, располагается воздухозаборник и специальная решётка, из которой выходит горячий воздух. Дополнительно предусмотрен люк, легко открывающийся при необходимости.

Подвеска и мосты

МАЗ-203 получил пневматическую подвеску, управление которой может быть как электронным, так и механическим. Пневмобаллоны, находящиеся в верхней части автобуса, нагнетаются воздухом с помощью ресиверов.

Они регулируют положение кузова, обеспечивая постоянный клиренс вне зависимости от дорожного покрытия и выбранного режима езды. Задняя подвеска – зависимая, с 4-мя телескопическими амортизаторами и 4-мя пневмобаллонами. Настройка задней подвески имеет два режима.

Кузов соединяется с задним мостом с помощью двух нижних и двух верхних реактивных тяг.

Передняя подвеска – зависимая, на двух телескопических амортизаторах и двух пневмобаллонах. Балка передней оси – надёжная, кованная, соединяется с кузовом благодаря двум верхним и паре нижних реактивных тяг.

Прочие технические характеристики

Низкопольный городской автобус имеет следующие характеристики, которые остаются неизменными для любой комплектации:

  • размерность покрышек – 275/70 R22,5;
  • оптимальное давление в задних и передних колёсах (bar) – 7,9 и 8,5;
  • количество колёс – 6 + 1;
  • количество сидячих мест – 28;
  • общее количество мест – 105;
  • клиренс – 120 мм;
  • масса – 18 т;
  • нагрузка на переднюю ось – 6,5 т, на заднюю – 11,5 т;
  • длина – 11,98 м;
  • ширина – 2,55 м;
  • высота – 2,77 м;
  • колёсная база – 5,9 м;
  • колея передней оси – 2,1 м, задней – 1,89 м;
  • свес передний – 2,7 м, задний – 3,38 м;
  • угол заднего и переднего свесов – 6,5 (i-рад);
  • продольный радиус проходимости – 17,9 м;
  • развал колёс – 0 градусов;
  • максимальный угол поворота внутреннего и внешнего колёс – 55 и 46;
  • поперечный угол наклона шкворня – 8,5 градуса, продольный – 3,5;
  • наружный радиус поворота – 12,5 м;
  • расход топлива на сотню – 27 л.

Особенности конструкции

Как видно на фото, МАЗ-203 отличается от многих городских автобусов не только дизайном, но и низким уровнем пола. Эту особенность можно использовать для транспортировки людей с ограниченными возможностями, которые испытывают проблемы с опорно-двигательным аппаратом. По требованию заказчика транспортное средство оснащается специальными поручнями и откидным трапом, что даёт возможность удобно и быстро заезжать в салон, а также выезжать из него на инвалидной коляске.

Источник: https://transportvl.ru/avtotransport/shkolnyj-avtobus-maz.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наш транспорт
Автобус неоплан схема мест

Закрыть